02.04.2018/№14

image

О феномене «цифровой экономики» и ее развитии беседуем с директором Института экономики Валерием БЕЛЬСКИМ.

Декрет Президента Республики Беларусь от 21 де­кабря 2017 г. №8 «О развитии цифровой экономики», направленный на дальнейшее разви­тие Парка высоких технологий, инновационной сферы и построения современной цифровой экономики в стране, вступил в силу 28 марта 2018 года. В числе нововведений Декрета кардинально новые как для нашей страны, так и для большинства иностранных государств правоотношения по использованию перспективных технологий блокчейн и цифровых знаков (токенов).

В мае-июне 2018 года в Национальной академии наук Беларуси планируется проведение крупной международной конференции по цифровой экономике, где в качестве одного из организаторов выступит Институт экономики.

О феномене «цифровой экономики», ее развитии в настоящем и будущем мы побеседовали с директором Института экономики НАН Беларуси Валерием БЕЛЬСКИМ.

В УСЛОВИЯХ ГИБРИДНОГО МИРА

image

– Термин «цифровая экономика» возник относительно недавно, но уже плотно вошел в обиход. Фундаментальная экономическая теория отстает от практики. В мире отсутствует единое понимание такого явления, как «цифровая экономика», зато существует множество определений. Одним из наиболее удачных является следующее – «…экономика, существующая в условиях гибридного мира». Гибридный мир представляет собой результат слияния реального и виртуального миров, отличающийся возможностью совершения всех «жизненно необходимых» действий в реальном мире через виртуальный. Важными условиями для этого процесса являются высокая эффективность и низкая стоимость информационно-коммуникационных технологий и доступность цифровой инфраструктуры.

Многие ученые склонны возлагать большие надежды на цифровые технологии, полагая, что их внедрение приведет к экономическому росту. Первыми курс на «цифровизацию» декларировали США и Китай, которые считаются неформальными лидерами «цифровой» гонки. Вслед за ними соответствующие стратегии и программы приняли страны ЕС, Австралия, Канада и другие. Однако основополагающие документы этих стран не содержат сформулированной концепции и стратегического видения «цифровой экономики»; четкого определения, освещающего все ее аспекты; оценки влияния на существующую экономику; описания основных качественных изменений, которые должны произойти в других сферах.

Так что пока в мире нет целостного понимания, что такое «цифровая экономика» и к каким последствиям она приведет. Многие зачастую понимают это как новые формы платежей и коммуникации с потребителями, но никак не новые формы управления и экономических отношений. Из всех стран ЕАЭС только Беларусь сделала по-наст­оящему революционный шаг на пути к построению цифровой экономики.

БЕЛОРУССКИЙ ПУТЬ

– Какой работой занимаются сотрудники Вашего института в ключе Декрета №8? В чем суть этого документа и какие области он затронет?

– Этот Декрет – знаковый шаг в создании IT-страны. Документ поможет Беларуси стать региональным хабом в области технологий, привлечь венчурные инвестиции, создать рабочие места, даст новое вдохновение IT-индустрии и ее развитию. Учитывая темпы развития, именно цифровизация является доминирующим фактором по ускорению инновационных процессов в экономике.

Институт экономики участвует в решении вопросов нормативно-правового и экономического обеспечения процесса полноформатного внедрения цифровых технологий во все сферы национальной экономики. В настоящее время с нашим участием идет работа по созданию Концепции развития в Республике Беларусь электронного правительства.

Наиболее перспективными направлениями и секторами экономики для их цифровизации и в Беларуси, и в Союзном государстве, и в целом в ЕАЭС выступают промышленность, сельское хозяйство, энергетика.

В промышленности это автоматизация производств полного цикла, внедрение ERP-систем автоматизации управления производством, персоналом и активами компаний, использование CALS-технологий информационной поддержки поставок и жизненного цикла продукции, MES-систем координации и синхронизации выпуска промежуточной и конечной продукции.

Говоря о сельском хозяйстве, подразумевают создание общей интеграционной платформы, включающей электронные торговые площадки, единую цифровую систему государственного управления АПК, контроля движения продукции, учета и выявления торговых и технических барьеров.

Цифровизация энергетического комплекса предполагает применение информационных технологий в сфере энергоэффективности, энергосбережения и энергоаудита, совместное использование цифровых инфраструктур в энергетике.

Важнейшим направлением общей политики в области цифровой экономики в Союзном государстве является обеспечение информационной безопасности. В настоящее время рассматривается проект концепции программы «Совершенствование системы защиты информационных ресурсов Союзного государства и государств-участников Договора о создании Союзного государства в условиях нарастания угроз в информационной сфере». Программой предусматривается реализация мер по предупреждению и нейтрализации угроз безопасности информации в автоматизированных системах управления технологическими процессами критически важных объектов Беларуси и России; а также необходимых для реализации мер по защите информации ограниченного доступа, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну (государственные секреты).

– Экономические отношения в виртуальной реальности также требуют регулирования. Какие предложения Института могут найти воплощение в законодательных актах?

– Безусловно, цифровая экономика должна «идти по дороге права». Цифровой экономике необходимы законодательные основы ее реализации, где определены ее основные понятия и принципы государственного регулирования, особенности осуществления основных видов деятельности, права и обязанности ее участников и др.

Для обеспечения достаточности, определенности в регулировании новых правоотношений, вызванных внедрением в экономику и общественную жизнь цифровых технологий, необходимо разработать и включить в Государственную программу развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 годы самостоятельный раздел по созданию соответствующей регуляторной и правовой среды для развития цифровой экономики; совершенствовать Концепцию национальной безопасности Республики Беларусь, предусмотрев в ней мероприятия по обеспечению цифровой безопасности.

Отдельные меры должны быть приняты по гармонизации подходов к нормативному правовому регулированию в сфере цифровой экономики (прежде всего, в рамках ЕАЭС), к определению правового режима многих базовых категорий цифровой экономики, в том числе цифровых активов и др.

КРИПТОВАЛЮТНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

– Как считаете: криптовалюта (в частности, bitcoin) – это новая экономическая категория или все же временный проект с элементами финансовой пирамиды?

– Криптовалюта является новой экономической категорией. Bitcoin признан законным финансовым инструментом в таких высокоразвитых странах, как США, Канада, Германия, Австрия. Япония стала одной из первых стран мира, полностью легализовавших обращение криптовалют. В ряде африканских стран с высокой инфляцией, в частности, Зимбабве, Bitcoin полностью вытеснил фиатные деньги.

Основываясь на технологии блокчейн, криптовалюты обеспечивают быстроту расчетов, их анонимность и высокий уровень доверия к проведению денежной транзакции, исходя из того, что ее функционирование поддерживают и контролируют одновременно многие участники. Вместе с тем, риски использования цифровых валют сопряжены с их высокой волатильностью, в связи с чем некоторые эксперты действительно рассматривают криптовалюты как временный проект с элементами финансовой пирамиды. Однако, несмотря на последнее крупное падение монеты bitcoin на 65%, крупные игроки не избавились от криптовалюты и по-прежнему верят в перспективы ее использования.

Пока что отсутствие развитого рынка продаж товаров и услуг за криптовалюту, а также высокая стоимость транзакций не позволяют на данном этапе рассматривать их в качестве всеобщего платежного средства. Одной из значимых первопричин роста стоимости транзакций выступает производительность системы. Сеть Bitcoin обрабатывает менее 300 тыс транзакций в день, в отличие от 150 000 тыс транзакций, обрабатываемых Visa. Обострение проблем пропускной способности сети привело к раздвоению всем известной криптовалюты на Bitcoin (SegWit) и Bitcoin Cash.

Международные усилия по стандартизации и унификации блокчейн-технологии могут вывести ее развитие на следующий этап. Вместе с тем, создание в Беларуси профильного министерства цифровой экономики будет способствовать дальнейшей цифровизации экономики Беларуси, внедрению и развитию технологии блокчейн, в т.ч. функционированию существующего и организации отечественного рынка криптовалют.

Беседовал Сергей ДУБОВИК

Фото автора, «Навука»