23.11.2020 №47

image

18 ноября состоялся визит академической делегации на завод БЕЛДЖИ.

Ученые НАН Беларуси постоянно стремятся расширять партнерскую базу, выстраивать взаимовыгодные отношения с крупными производителями как за рубежом, так и внутри нашей страны. У многих академических институтов есть наработки для автопроизводителей. Но важно понять, в чем конкретно нуждается предприятие, познакомиться со спецификой его работы. Поэтому визит академической делегации во главе с Председателем Президиума НАН Беларуси Владимиром Гусаковым на автозавод БЕЛДЖИ стал неслучайным.

image

Визит на завод БЕЛДЖИ состоялся 18 ноября, в канун трехлетия работы данного предприятия (торжественное открытие прошло 17 ноября 2017 года). Это CKD-завод (мелкоузловая сборка комплектов автомобиля) полного цикла. Здесь ведется сварка, окраска, сборка авто. Предприятие расположено между Борисовом и другим промышленным городом – Жодино, занимает площадь 118 га. Завод принял в свой штат около 1400 человек. Сегодня выпускается до 120 автомобилей в смену, есть возможность дальнейшего увеличения производственных мощностей.

В основе производства – наука

В составе делегации НАН Беларуси – директора научных институтов и центров Отделения физико-технических наук, Отделения аграрных наук, директор Института химии новых материалов А. Рогачев. Такой визит – не только возможность предложить свои разработки, но и познакомиться с особенностями современного автопроизводства перенять что-то от культуры выпуска продукции на предприятии.

image

Завод БЕЛДЖИ использует новейшие экологически нейтральные технологии производства. Для обеспечения высокого качества сварки кузовов применяются системы контактной сварки с адаптивным регулятором, работающие на средней частоте тока, способные регулировать параметры процесса сварки в режиме реального времени и обеспечивать 100% контроль качества сварных точек. Для нанесения покрытия на наружные поверхности кузова применяются роботы со сложной кинематикой, обеспечивающей гарантированно высокое качество покраски на поверхностях любой конфигурации.

Директор предприятия Геннадий Свидерский провел ученых по цехам, рассказал о специфике их функционирования. К слову, сюда не водят широкие делегации и допускают далеко не всех, но для ученых сделали исключение.

Технологические акценты

Ежегодно компания Geely инвестирует около 10% своих годовых доходов в технологические исследования и научные разработки с целью совершенствования своих продуктов. Мы не будем описывать всю производственную схему – лишь обратим внимание на некоторые моменты и точки соприкосновения интересов, родственные по тематике ученым НАН Беларуси.

Так, есть где приложить усилия специалистам в области антикоррозийных решений. В процессе стадии обезжиривания кузов полностью окунают в ванну со специальным составом, после этого его орошают особым раствором, потом снова опускают в ванну, снова орошают. После обезжиривания, чтобы в последующем фосфатное покрытие хорошо прилипло на кузов, идет стадия активации – специальный раствор создает на поверхности голого металла центры кристаллизации для максимальной адгезии.

image

Фосфатирование является важным этапом защиты кузова от коррозии. При эксплуатации автомобиля любой камешек может оставить скол на лакокрасочном покрытии. Фосфатное покрытие дает возможность сконцентрировать очаг коррозии в одной точке и не допустить его расползание. В еще одной ванне находится катафорезное покрытие. Она – самая дорогая. Здесь осуществляется вторая стадия основной защиты от коррозии. Кроме того, кузов проходит три стадии ультрафильтрации в специальном растворе, который снимает излишки катафореза, убирает неровности.

В перспективе ждут на БЕЛДЖИ и предложения по внедрению новых материалов, отечественных красок. К слову, в Институте общей и неорганической химии НАН Беларуси работает отраслевая лаборатория лакокрасочных материалов.

Есть при заводе испытательный полигон. Своим полигоном гордится и Объединенный институт машиностроения (ОИМ) НАН Беларуси – давний партнер БЕЛДЖИ.

Сотрудничеству – крепнуть!

Сегодня на предприятии стремятся оптимизировать китайскую технологию, заделы для модернизации имеются. В идеале на заводе должен быть свой цех штамповки, но это – задача на будущее. Равно как и увеличение локализации комплектующих – по серийным моделям она более 50%.

Как отметил Председатель Президиума НАН Беларуси Владимир Гусаков, руководителям академических научных учреждений и предприятий было полезно знакомство с производством, созданным по технологиям мирового уровня. «Мы по-хорошему впечатлены организацией производства. Предприятие будет развиваться – по работе каждого цеха ученым можно вносить свои предложения», – отметил В. Гусаков. Он подчеркнул необходимость создания собственного серийного электромобиля, емкого и надежного накопителя энергии для него (напомним, на базе серийной машины Geely SC7 в ОИМ создан экспериментальный образец).

Подводя итоги встречи, Г. Свидерский попросил руководителей академических учреждений обратить внимание на китайский опыт организации труда и в целом подобных заводов – своеобразных лабораторий для последователей в этом деле. А также на требования высокой дисциплины и компетенции персонала, сплоченность в коллективах и неизменную настроенность на успех.

«Мы будем рады вместе с вами достигать новых результатов, готовы к прямым контактам», – обратился к ученым Г. Свидерский. А значит, партнерству – развиваться и крепнуть!

Сергей ДУБОВИК

Фото автора, «Навука»