18.01.2021 №3

В топ-10 НАН Беларуси за 2020 г. вошла работа коллектива ученых Института биохимии биологически активных соединений НАН Беларуси.

Коллектив ученых Института биохимии биологически активных соединений НАН Беларуси отмечен за разработку биомедицинской технологии восстановления клеток печени на основе комплекса физиологически активных соединений, обладающих высокой антиоксидантной и противовоспалительной активностью. Исследования препаратов, защищающих печень, проводятся в Институте биохимии биологически активных соединений НАН Беларуси на протяжении более 30 лет. В 1991 году в институте была создана лаборатория экспериментальной гепатологии, трансформированная в 2008 году в отдел биохимической фармакологии. Здесь под руководством автора этих строк проводились исследования как синтетических, так и природных гепатопротективных субстанций. Учеными охарактеризована высокая защитная активность гомологов урсодезоксихолевой кислоты, существенно превышающая действие исходного соединения при стеатогепатитах различного происхождения. Совместно с сотрудниками университета г. Ульм (Германия) проведено многостороннее исследование двух новых производных имидазолила, эффективно ингибирующих активность алкоголь-индуцируемой изоформы цитохрома Р-450. Она основной источник свободных кислородных радикалов и повреждающий фактор при алкогольном поражении печени. В экспериментах на животных с длительной алкогольной интоксикацией оба производных имидазолила эффективно предупреждали развитие дегенеративных и воспалительных явлений в печени.

В последние годы акцент исследований отдела биохимической фармакологии сместился в сторону растительных субстанций, обладающих высоким антиоксидантным и противовоспалительным потенциалом, низкой токсичностью и дешевизной сырья для их получения. Учеными были продемонстрированы противодиабетические свойства антоцианидинов капусты краснокочанной, иммуномодулирующий и ранозаживляющий эффекты поли­сахаридов гриба Весёлка, гепатопротективное действие бетулина и экстракта ягод клюквы при алкогольном поражении печени. Существенным недостатком некоторых синтетических и большинства растительных субстанций является их низкая водорастворимость и, следовательно, биодоступность. С целью повышения растворимости этих соединений и повышения их фармакологической активности гродненскими учеными было использовано создание супрамолекулярных комплексов ряда фармакологических субстанций с производными циклодекстринов.

Исследования проводились по двум заданиям ГНТП подпрограммы «Наноматериалы и нанотехнологии» (руководители – проф. В.У. Буко (на фото) и проф. И.Б. Заводник), выполняемых в Институте биохимии биологически активных соединений. Обнаружено, что комплексирование производного циклодекстрина с сертралином – антидепрессантом, используемым для лечения диабета у пациентов с депрессией, – резко повышало противодиабетические свойства исследуемого препарата, а комплексирование растительного полифенола кверцетина с циклодекстрином способствовало более активному заживлению механических и ожоговых ран.

При этом совместно с учеными кафедры биохимии ГрГУ им. Я. Купалы было проведено квантово-химическое моделирование и физико-химическая характеристика комплекса. Получив данные о гепатопротективной способности бетулина, исследователи создали его супрамолекулярный комплекс с гидроксипропил-бета-циклодекстрином, многократно повысивший растворимость субстанции. Для характеристики полученного комплекса были привлечены специалисты из Польши, которые с помощью современных физико-химических методов показали образование комплекса включения и оценили его параметры. На экспериментальной модели неалкогольного стеатогепатита было продемонстрировано существенное возрастание гепатопротективной активности бетулина, включенного в молекулу циклодекстрина.

Результаты проведенных исследований опубликованы в престижных международных журналах.

Вячеслав БУКО